Толерантное отношение к ребенку это:
Во-первых, не обижать его.
Во-вторых, выслушивать его мнение и считаться с ним.
В-третьих, уметь прощать обиды и просить прощения у ребенка. Это самый сложный момент, но в тоже время и самый важный, поскольку у детей обостренное чувство справедливости.
В-четвертых, уметь договариваться без ссор и разрушительных конфликтов. Под словосочетанием «разрушительный конфликт» подразумевается противостояние, которое наносит «противнику» ущерб, моральный или физический. Разумеется, что в повседневной жизни невозможно избежать противоречий интересов, желаний и мнений. Задача – обратить конфликт в конструктивный, вызвав ребенка к разговору о возникших противоречиях и к совместному принятию компромиссных решений.
В-пятых, нельзя унижать достоинство ребенка – игнорировать его, проявлять неуважение к его увлечениям и т.п.
В-шестых, не стоит заставлять ребенка с помощью силы делать то, что хочется вам.

 

  Воспитание толерантного поведения ребенка через чтение детской литературы
 (сказки, рассказы, стихотворения)
Источник: Цыгановская М.В. Методические рекомендации «Воспитание толерантного поведения у ребенка в семье».
Во многих произведениях детской литературы легко можно проследить тему терпеливого отношения к людям, придерживающимся отличного от других мнения, поиска компромисса и интерес к жизни во всем ее многообразии.
В дошкольном возрасте ребенок живет чувствами, с их помощью воспринимает и понимает окружающий мир. Читать произведения ребенку нужно эмоционально, переживая вместе с героями, осуждая плохие поступки и радуясь хорошим.
Толерантность выражает готовность к взаимодействию между людьми придерживающихся различных точек зрения, и художественная литература учит детей этому. Ребенок получает необходимые ему знания, переживая трудные конфликтные ситуации вместе с героями сказок, рассказов.
Например, в любимой сказке очень многих детей Алана Александра Милна «Винни Пух и все, все, все…» сосуществуют вместе, даже отличаются завидной дружелюбностью друг к другу несколько абсолютно не похожих друг на друга персонажей: добрый, толстый и глуповатый медвежонок Винни Пух, грустный задумчивый ослик Иа, хозяйственный и серьезный Кролик, маленький пугливый поросенок Пятачок, умная, умудренная опытом Сова, игривый и подвижный Тигра и т.д.
Герои отлично ладят друг с другом, контактируют, общаются, несмотря на разность интересов. Эта сказочная история как нельзя лучше иллюстрирует тему толерантности в детской литературе.
Взять хотя бы ситуацию с походом Винни Пуха и Пятачка в гости к Кролику, когда Пух съедает там почти все запасы гостеприимного хозяина. Вместо того, чтобы возмутиться или засыпать Винни упреками, Кролик лишь тогда говорит: «Просто кто-то слишком много ест…», когда Пух упрекает его в том, что в доме Кролика слишком узкие двери, и застревает на выходе.
Эту детскую литературу можно также почитать и обсудить с ребенком:
  • Андерсен Г.Х. «Гадкий утенок», «Стойкий оловянный солдатик»;
  • Барто А. «Как Вовка бабушек выручил», «Жара», «Сережа учит уроки», «Первая любовь», «Как Вовка взрослым стал»;
  • Баруздин С. «За обедом»;
  • Благинина Е. «Посидим в тишине»;
  • Воронкова Л. «Ласковое слово», «Что сказала бы мама»;
  • Карасева В. «Новый товарищ»;
  • Кулиев К. «Сказка о добром муравье»;
  • Маяковский В. «Что такое хорошо и что такое плохо»;
  • Маршак С. «Знаки препинания», «Кот и лодыри», « Урок вежливости», «Чего боялся Петя»;
  • Михалков С. «Прививка», «Тридцать шесть и пять», « Чудесные таблетки»;
  • Мошковская Э. «Я маму мою обидел»;
  • Носов Н. «Про репку», «Фантазеры», « Затейники», « Дружок», «Клякса»;
  • Осеева В. «Волшебное слово», «Добрая хозяюшка», «Синие листья»;
  • Пермяк Е. «Самое страшное», «Как Маша стала большой», «Чужая калитка»;
  • Салтыков-Щедрин М. «Коняга», «Самоотверженный заяц»;
  • Сегель Я. «Как я был мамой»;
  • Снегирев Г. «Скворец»;
  • Сухомлинский В. «Пусть будут и соловей и жук»;
  • Туричин И. «Человек заболел», « Дружба»;
  • Шим Э. «Брат и младшая сестра».